Анализ деятельности ботанических садов вузов россии

Егоров А. А.
Прохоров А. А.,
Бер М. Н.

Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия

Ботанический сад Петрозаводского государственного университета

Министерство науки
и образования
Российской Федерации

 

По заказу Министерства образования России с 2003 г. проводится работа по мониторингу образовательной, научной и социальной деятельности 42 ботанических садов Министерства. Была разработана и разослана анкета в ботанические сады Министерства, Московского государственного университета и проведена работа по анализу их деятельности и подготовлены публикации.

Ботаническим садом высшего учебного заведения является структурное подразделение вуза, обеспечивающее формирование и сохранение документированной коллекции живых растений, используемой в образовательных и научных целях. Данное определение фиксирует только ключевые признаки ботанического сада. Однако различия как в составе коллекционных фондов, так и в проявлениях функциональной активности ботанических садов чрезвычайно велики, что определяет уникальность каждого из этих учреждений. Уникальность ботанических коллекций состоит и в том, что они немногочисленны и обычно единственны по составу коллекций, по их направленности не только на местном уровне, но на региональном и выше. На основе критического анализа данных по ботаническим садам Минобразования России проведен аналитический обзор их деятельности в области образования, научных исследований, состояния коллекций и предпринимательской деятельности для подготовки специалистов высшего специального образования и специалистов высшей квалификации, а также дополнительного образования школьников и населения.

Образовательная и социальная деятельность ботанических садов

Основная задача ботанических садов Минобрнауки России – обеспечение образовательного процесса в вузе. На базе ботанических садов проводится образовательная деятельность студентов биологических, сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других специальностей. Здесь студенты проходят летние практики, в первую очередь по ботаническим дисциплинам, а также по озеленению, экологии, зоологии и другим.

Ботанические дисциплины могут быть разными по объему, зависят от направления вуза и специализации студентов. Эти дисциплины следующие: морфология растений, систематика