Ботанические
сады как база
общего
и специального образования

Камелин Р. В.

Ботанический
институт
им. В. Л. Комарова
РАН


Еще в глубокой древности появились коллекции живых растений, используемых для лечения, различных хозяйственных нужд, а также с декоративными целями. Они были элементом дворцовых комплексов и культовых сооружений, загородных садов и охотничьих угодий правителей. Свидетельства глубокой древности выращивания экзотических растений из других стран можно найти и в истории Вавилона, древнего Ирана, древних царств Китая, Индии, Древней Греции и Рима. Но как специальные учреждения, основной задачей которых было выращивание именно растений из дальних стран, не встречающихся на данной территории, ботанические сады возникли в связи с развитием образования в Средние века, причем, пожалуй, одновременно на Востоке и в Европе. Именно необходимость передачи знания об используемых растениях разных стран и народов и вызвала потребность в создании таких коллекций в Китае, Индии, мусульманских странах Востока и в христианских странах Запада. Ботанические сады несли образовательную функцию и будучи садами королей или султанов, независимого города или монастыря, а тем более — университетов или медресе. Часто ботанические сады ведут свою историю от монастырских садов с лекарственными травами. Недаром в России первые из ботанических садов назывались «аптекарскими огородами». С давних времен ботанические сады выполняли научные и образовательные функции. Салерно, Прага, Лейпциг, Пиза, Падуя, Йена, Лейден, Базель, Гейдельберг, Монпелье, Копенгаген, Гессен — география первых ботанических садов практически совпадает с развитием образования в Европе.

Образовательные задачи и сегодня являются важнейшими функциями всех ботанических садов мира, вне зависимости от их государственно-го или общественного статуса. Более того, образовательная деятельность дает немало бюджетных средств в таких крупнейших ботанических садах мира, как Королевские сады в Кью (Англия), Нью-Йоркский ботанический сад в Бронксе, Чикагский ботанический сад, Миссу-рийский ботанический сад (все — в США), Королевский ботанический сад в Брюсселе (Бельгия) и т. д. Естественно, что эта деятельность является во всем мире основной для ботанических садов, входящих в состав университетов и других профессиональных учебных заведений. Конечно же, в ботанических садах мира идет и большая научная работа. В них сохраняются и изучаются многие редкие и исчезающие виды растений, привезенные со всех уголков нашей планеты.